Главная / Пресса / Славянский двор

Славянский двор

« Назад

Славянский двор 30.05.2013 05:11

Одним из немногих показателей, позволяющих не только оперативно оценивать состояние и тенденции развития реального сектора экономики, но и делать это для нескольких стран по единой методике, является КАРГО-индекс. Семейство транспортных индикаторов «Гудка» охватывает Россию, Украину и Белоруссию. Расчёты, сделанные на основании данных о погрузке на железных дорогах трёх стран, показывают, что ситуация в их экономике сейчас далека от стабильной.

Итоги первых четырёх месяцев нынешнего года для железнодорожников России, Ураины и Белоруссии оказались неутешительными. Помесячная погрузка практически всё это время была меньше аналогичных показателей минувшего года, исключение составили лишь февральские результаты работы железных дорог Украины. Но этот итог оказался скорее техническим «выбросом», не получившим никакого развития в дальнейшем.

Динамика КАРГО-индекса подтверждает складывающиеся в экономике стран негативные тенденции. В России апрельское значение показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 94,9% – это примерно уровень провального января (94,6%) и несколько ниже более весомых, но всё же отрицательных отметок февраля и марта (97,2% и 97,6%).

На Украине между относительно стабильными показателями января и марта (96,9% и 96,7%) КАРГО-индекс продемонстрировал аномальный скачок в феврале (106,1%). Впрочем, в апреле значение транспортного индикатора ещё глубже ушло в отрицательную зону (94,3% в годовом сопоставлении).

В Белоруссии наблюдаются схожие тенденции, но с некоторыми вариациями. После стабильных значений КАРГО-индекса в январе – феврале (95,7% и 95,9%) отмечается весьма существенное падение в марте и апреле (88,9% и 92,7% соответственно).

Причём не только процессы, отмечаемые в динамике транспортного индикатора, но и обуславливающие их тренды в развитии реального сектора экономики в России, на Украине и в Белоруссии сейчас в значительной степени совпадают.

Главной тенденцией является падение погрузки традиционных для каждой из этих стран экспортных грузов. Так, в апреле на Украине погрузка угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 6,9%, чёрных металлов – на 7,7%, а железной руды – на 3,1%. И это притом, что сравнение ведётся с крайне низкой базой по ключевым экспортным грузам, продемонстрированной в предыдущем году.

2011-2013.jpg

Аналогичные по своей сути процессы отмечаются и в Белоруссии. Погрузка нефтепродуктов в последнем отчётном месяце снизилась почти на четверть (75,6% от уровня апреля прошлого года), а удобрений – на 8,5%.

В России из девяти грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, лишь погрузка угля на протяжении четырёх месяцев нынешнего года практически не падала. Впрочем, она и не росла (верхняя граница в 100,9% зафиксирована в феврале, нижняя – 99% в марте). Все остальные грузы продемонстрировали весьма чувствительное снижение.

У белорусских соседей значительное падение экспорта несколько компенсируется ростом перевозок строительных грузов. Вообще объём инвестиций в строительно-монтажные работы в стране в апреле снизился в сравнении с аналогичным периодом 2012 года на 12,4%, хотя за четыре месяца в целом он прибавил 1%. При этом взрывной рост отмечен в жилищном строительстве. По итогам апреля объём введённого в эксплуатацию жилья увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 33,6% против 3,9% месяцем ранее. Впрочем, в целом за четыре месяца результат всё же отрицательный (снижение на 0,6%).

Но от серьёзных структурных проблем белорусскую экономику это не спасает. По недавно обнародованной оценке экспертов Института экономики Национальной академии наук, в прошлом году за счёт льготных цен на энергоресурсы Минск получил фактически субсидии от Москвы на сумму $10 млрд. Для сравнения: по данным Нацбанка Белоруссии, ВВП в 2012-м составил около $63 млрд. Так что зависимость велика, а с учётом полной неопределённости в отношении поставок энергоресурсов из России (поквартальные соглашения) энергоёмкий реальный сектор экономики просто не может нормально развиваться.

На Украине, пытающейся защитить свой внутренний рынок от более дешёвых белорусских нефтепродуктов, ВВП уже третий квартал подряд снижается, что даёт возможность говорить о начале рецессии. Впрочем, далеко не одна лишь «нефтянка» – источник всех проблем. Одной из причин наблюдаемого сейчас провала стало резкое сокращение погрузки зерна: например, в марте на 28,6% в сравнении с тем же периодом 2012 года, в апреле – на 38,1%. А ведь ещё недавно это был лидер роста. Более того, по словам министра финансов Украины Юрия Колобова, в прошлом году страна больше заработала на продаже зерна, чем металлов, долгое время считавшихся главной экспортной позицией.

В России не только КАРГО-индекс, но и аналогичный по методике официальный оперативный индикатор Росстата – Индекс выпуска в базовых отраслях экономики, обычно выглядящий более оптимистично, стал выдавать тревожные сигналы. В феврале он впервые со времён кризиса конца 2000-х закрыл месяц в красной зоне (снижением в годовом исчислении на 1,8%). В марте индикатору удалось выйти в плюс (рост на 2%). Впрочем, здесь основной движущей силой был статистический эффект: первый месяц весны 2012-го Индекс выпуска завершил ростом на 3% против 7,1% в феврале.

Официальные Киев и Минск несмотря ни на что не теряют оптимизма. По словам президента Украины Виктора Януковича, «второе полугодие будет лучше, чем первое». Предпосылки для этого действительно есть. Хотя бы потому, что сыграет свою роль статистический эффект – начнётся период сравнения с невысокими показателями второй половины минувшего года.

Белорусский лидер Александр Лукашенко придумал достаточно радикальный способ решения проблем. Он хочет побороть сформировавшуюся в последнее время «привычку» белорусской промышленности работать на склад и требует снижения товарных остатков, объём которых по состоянию на 1 мая достиг совершенно невероятной величины в 82,4% (в Белоруссии они учитываются при расчёте ВВП). «Я не отменял своё требование к правительству стать одним большим министерством торговли. Попрошу немедленно подключить местные органы и обеспечить разгрузку складов», – заявил недавно глава Белоруссии.

В свою очередь, президент России Владимир Путин оценивает ситуацию, складывающуюся в национальной экономике, как тревожную. Однако, по его мнению, ещё есть «запас прочности». «Несмотря на усилившуюся волатильность на мировых рынках, цены на нефть и другие ресурсы остаются достаточно высокими. У России серьёзные золотовалютные резервы, надёжную подушку безопасности создают бюджетные резервные фонды. И, что также важно, реальные доходы граждан не снижаются, а продолжают постепенно расти», – заявил глава государства. При этом он добавил, что сейчас один из основных вопросов, который стоит перед властями, – за счёт чего можно стимулировать более уверенный подъём.

 Яков Утин
Газета «Гудок». Выпуск № 90 (25289) 30.05.2013